Школа № 48
города Белгорода
  • В нашей школе по понедельникам продолжается серия внеурочных занятий «Разговоры о важном». Сегодняшнее занятие было посвящено теме «Мы разные, мы вместе».

    В нашей школе по понедельникам продолжается серия внеурочных занятий «Разговоры о важном». Сегодняшнее занятие было посвящено теме «Мы разные, мы вместе»..

    В нашей школе по понедельникам продолжается серия внеурочных занятий «Разговоры о важном». Сегодняшнее занятие было посвящено теме «Мы разные, мы вместе».

    1–2 классы

    Урок прошел в форме эвристической беседы. Школьников ждало путешествие по стране с 10 остановками. Они узнают об особенностях природы и погоды, условиях жизни, разнообразии в одежде, кухне и т.д. С детьми обсудили национальные праздники и традиции, познакомили с национальными блюдами разных регионов, покажут языковое многообразие страны. Ученикам предложили произнести, например, слова вежливого обращения или названия одного предмета на разных языках народов России.

    3–4 классы

    Перед началом занятия учитель запустил интерактивное задание – мультимедийную карту России. Детям напомнили, что Россия – самая большая страна на планете: если полететь на самом быстром самолете с запада на восток, то путешествие будет длиться 10 часов. В нашей стране живут представители почти 200 разных народов, и у каждого из них своя культура, обычаи и традиции.

    Далее состоялось путешествие по разным регионам страны по интерактивной карте, следом за ней – гастрономическая экскурсия. Так, ребята узнали, что талкышкалеве – это тающие во рту конусы из сахарных нитей. Этот десерт можно попробовать в Республике Татарстан. Чтобы попробовать чыкыт, нужно отправиться в Чувашскую Республику. Чыкыт – это сыр из печи, похожий по вкусу на творожную запеканку, только без сахара. Кроме того, дети узнали, как в разных регионах могут называться одни и те же предметы. Например, клубнику в ряде регионов называют викторией, свеклу – буряком, подъезд – парадной, бордюр – поребриком.

    5–7 классы

    На занятии ребят ждал просмотр видеофильма, его обсуждение, выполнение интерактивных заданий или работа в группах. Детям рассказали об объединяющем значении русского языка, о том, что бережное отношение к нему и к языкам народов России закреплено в Конституции. Во 2 пункте 68-й статьи Конституции написано: «Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации». Так, наравне с русским языком в Республике Башкортостан используется башкирский язык, в Чеченской Республике – чеченский. Республика Татарстан наравне с русским языком, как государственным, использует татарский язык, а Республика Саха (Якутия) – якутский. И это важно – знать государственный язык своей республики, своего края.

    8–9 классы

    Старшеклассникам напомнили, что на территории России проживают представители свыше 190 национальностей. Большинство народов на протяжении веков формировалось на территории современного Российского государства и внесло свой вклад в развитие государственности и культуры. Детям продемонстрировали фильм о роли языка в жизни человека. Ученикам рассказали о возможности исчезновения языков в случае, если люди перестанут говорить, писать и читать на родном для них языке. Такая проблема существует во всех странах, сужается языковая карта мира. Лингвисты полагают, что набирает обороты так называемый планетарный языковой сдвиг – явление, когда предпочтение отдается не родному языку, а языку социально более значимому, более востребованному средству коммуникации.

    Таким образом мир оказывается перед выбором – отказаться от языкового разнообразия, как от «груза прошлого», или сохранить культурный багаж. В России понимают, что с потерей языков общество беднеет, поскольку каждый язык – уникальное явление человеческой мысли и культуры. Поэтому так много делается в нашей стране для сохранения языков народов Российской Федерации.

    10–11 классы

    Школьникам показали видеофильм, рассказали, что Россия сохраняет языки народов РФ, родные языки изучаются в школах и вузах, выпускаются газеты и журналы на родных языках, на них проходят конкурсы и фестивали, в театрах идут постановки.

    Школьникам предстояли размышления об интересных особенностях, существующих в родном языке, о том, как народы нашей многоязычной страны понимают друг друга, какова роль русского языка в нашей стране. Ежегодно в России в ноябре проходит уже традиционная Международная акция «Большой этнографический диктант». Это просветительский проект, который знакомит с культурой народов, проживающих в России, а также позволяет каждому оценить общий уровень этнокультурной грамотности. Девиз этого диктанта: «Народов много — страна одна!».

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie